Несмотря на то, что гражданские воздушные, морские и речные суда по их понятию не являются недвижимостью, при наложении на них залога на них применяются положения о залоге недвижимости.
Ипотека воздушных, морских и речных судов регулируется большим количеством нормативно-правовых актов. Основными из них являются: ФЗ от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", Законом РФ от 29 мая 1992 г. N 2872-I "О залоге", Воздушным кодексом Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ, ФЗ от 14 марта 2009 г. N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними", Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 февраля 2011 г. N 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о залоге".
При рассмотрении вопроса ипотеки воздушных, морских и речных судов хочется отдельно отметить судебную практику относительно необходимости нотариального удостоверения образцов договора ипотеки судов. Согласно п.1 ст.40 закона РФ от 29 мая 1992 г. № 2872-I "О залоге" бланк договора о залоге гражданских воздушных, морских и речных судов, железнодорожного подвижного состава и космических объектов должен быть нотариально удостоверен. Однако Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ вынес постановление от 17 февраля 2011 г. № 10 "О некоторых вопросах применения законодательства о залоге", в котором в п.15 говорится совсем противоположное: судам следует учитывать, что положения пункта 1 статьи 40 Закона о залоге в части нотариальной формы договоров залога воздушных, морских и речных судов, дорожного подвижного состава и космических объектов не подлежат применению в связи с тем, что Воздушным кодексом Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации и Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, иными законодательными актами нотариальная форма образца договора залога воздушного, морского и речного судна, железнодорожного подвижного состава, а также космических объектов не предусмотрена (подпункт 1 пункта 2 статьи 163 ГК РФ). В связи с вышеизложенными обстоятельствами, вопрос о необходимости нотариального удостоверения договоров ипотеки судов остается открытым, хотя на наш взгляд будет целесообразнее и удобнее не осуществлять нотариальное удостоверение договоров ипотеки судов.
Ипотека транспортных средств (судов) подлежит регистрации в реестрах, которые ведутся государственными организациями, осуществляющими регистрацию гражданских воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств.
Воздушный Кодекс РФ и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ не регулируют подробно ипотеку судов. В Воздушном кодексе Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ вкратце говорится, что в случае залога гражданского воздушного судна сведения о залоге подлежат включению в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации. В Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ в статье 24 говорится, что ипотека судов осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Также указывается, что договор ипотеки судна подлежит обязательной государственной регистрации в том же реестре судов, в котором зарегистрировано судно.
Наиболее полно ипотеку морского судна регулирует Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ. Среди положений, регулирующих ипотеку морского судна, отметим наиболее важные.
1) Ипотека судна подлежит регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге. Ипотека на судно, зарегистрированное в Российском международном реестре судов, подлежит регистрации в Российском международном реестре судов, за исключением таких прав и ограничений (обременении) прав на судно, зафрахтованное по договору фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартеру). Регистрация в Российском международном реестре судов судна, имеющего ограничения (обременения), и исключение из указанного реестра такого судна осуществляются с согласия в письменной форме лица, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение).
2) В случае, если иное не предусмотрено бланком договора, ипотека судна распространяется на принадлежности судна, принадлежащие тому же собственнику, что и судно, а также на страховое возмещение, причитающееся по договору морского страхования судна на условиях ответственности за гибель и повреждение судна. Ипотека судна не распространяется на фрахт.
3) Ипотека судна или строящегося судна прекращается при:
Остальные документы из группы Договоры обеспечения исполнения обязательств смотрите здесь.
С этим шаблоном часто используют:
Популярные документы и процедуры: