В ближайшие 3–5 лет роботы на 80 % заменят все рутинные и типовые обязанности юристов. Конструкторы документов быстро и без ошибок создают договоры, иски, тендерную, кадровую и иную документацию. Логикой, математикой и элементами для создания документов выступает действующее законодательство и судебная практика. В глобальной перспективе юристам можно будет много зарабатывать только на уникальном ручном консалтинге, разработке стратегии/выявлении рисков и защите в судебных спорах по сложным разбирательствам, требующим высочайшего профессионализма.
24/7 бизнес стремится к сокращению издержек, росту выручки и прибыли. К примеру, Сбербанк и ряд других крупных компаний продемонстрировали яркий пионерский вызов, заявив о намерении внедрить роботов-юристов в 2017 году. Робот-юрист — это не робот в обычном понимании, а программное решение. Какой бы интеллектуальной ни была бы программа, она не автономна и не принимает никаких само стоятельных (новых) управленческих решений, а всего лишь повторяет изо дня в день заложенный в нее алгоритм. Программу, каждый день конструирующую документы, нужно обслуживать (это работа программистов) и обучать. В случае Сбербанка обучать программу должны профессиональные юристы. А с учетом частых изменений законодательства и динамичности судебной практики на переобучение потребуется много дорогих человеко/часов. Юристы, которые хорошо знают нюансы судебной изнанки в банковских спорах, станут лучшими кандидатами для работы с роботами.
Представители Сбербанка на самом деле говорили именно о перепрофилировании, а не сокращении юристов. Кроме претензионно исковой работы у Сбербанка есть множество направлений деятельности, которые еще не автоматизированы на 100 %. Профессионалы с гибким умом, которые стремятся к совершенствованию своих навыков, останутся в профессии. Перекладыватели бумаг, которые выполняют рутинные функции, — нет. В России есть немало компаний, которых автоматизация еще не коснулась. Юристы не останутся без работы. Но важно понимать, что умные программы, автоматизирующие рутинные функции, — это тенденция, которая будет набирать обороты. Создание типовых документов нужно делегировать конструкторам. Сбербанк так уже делает. Почему юристам не стать методологами по обучению программ, чтобы оказывать услуги лучше и зарабатывать больше?