Отдел продаж – это самостоятельное структурное подразделение организации, предназначенное для работы с клиентами и покупателями товаров или оказываемых услуг организации.
Возглавляет эту структурную единицу, как правило, начальник отдела продаж.
Основными задачами отдела продаж являются: поиск клиентов, проведение переговоров с клиентами, заключение договоров и контрактов, организация доставки или отгрузки товара покупателю, контроль над внесением покупателями платы по заключенным договорам, создание и ведение клиентской базы и т.д.
Численный состав и штат работников отдела продаж может быть различным.
В отдел продаж могут входить следующие сотрудники:
К лицам, претендующим на выше перечисленные должности, работодатели в основном предъявляют следующие требования: наличие высшего образования и стаж работы по специальности.
Специалисты отдела продаж должны знать:
Работа специалистов отдела продаж регламентируется соответствующими должностными инструкциями. Рассмотрим более подробно должностную инструкцию специалиста по маркетингу. В этом документе устанавливаться перечень всех прав и обязанностей маркетолога.
Должностная инструкция маркетолога может составляться кадровыми специалистами в произвольной форме или в соответствии с Квалификационным справочником должностей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. № 37.
В должностной инструкции для маркетолога должны прописываться следующие сведения:
Должностная инструкция может быть оформлена как самостоятельный документ или как приложение к трудовому договору.
Специалист по маркетингу должен быть ознакомлен с должностной инструкцией, о чем ставится его виза об ознакомлении на самом документе, либо на специальном бланке.
С этим шаблоном часто используют:
Приложение №
к трудовому договору № от
заключенному между и
УТВЕРЖДАЮ:
__________
Должностная инструкция
Общие положения
Наименование структурного подразделения: .
Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и полномочия (далее по тексту - "Работник").
"Работник" относится к категории: .
Порядок назначения на должность и освобождения от должности "Работника" определяется в соответствии с .
"Работник" в своей работе руководствуется следующими документами:
- действующим законодательством РФ;
- положением о структурном подразделении;
- постановлениями и распоряжениями вышестоящей организации;
- приказами руководителя организации;
- распоряжениями руководителя структурного подразделения;
- настоящей должностной инструкцией;
- | ; |
- трудовым договором.
"Работник" в своей работе непосредственно подчиняется:
- |
"Работнику" непосредственно подчинены:
- |
Функции
Основные задачи и направления деятельности "Работника":
- анализ рынка и тенденций продаж;
- консультирование клиентов о цене товаров и услуг, а также о сроках и способах поставок, устранение недостатков продукции;
- контроль платежей и поставок;
- создание и ведение клиентской базы;
- ведение преддоговорной работы и заключение договоров на поставку продукции.
Должностные обязанности
"Работник" в рамках возложенных на него функций выполняет следующие обязанности:
- осуществлять контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивать степень возможного риска;
- изучать рынок товаров (анализ спроса и потребления, их мотивацию и колебания, формы деятельности конкурентов) и тенденции его развития, анализ рыночных возможностей;
- организовывать сбор информации о спросе на товары, причинах его изменения (повышения, понижения), анализ потребностей покупателей;
- разрабатывать и обеспечивать реализацию мероприятий по организации и созданию сети сбыта товаров (разработка и построение каналов движения товаров к потребителям; построение отношений с оптовыми и розничными торговыми предприятиями, иными посредниками; развитие дилерских отношений);
- выявлять потенциальных и перспективных покупателей товаров (оптовых и розничных торговых предприятий, иных посредников, пр.) и устанавливать деловые контакты;
- проводить переговоры по продажам с покупателями по следующим направлениям: представление общих сведений о товарах и их свойствах; введение значимых для продажи критериев оценки товаров; устранение сомнений в невыгодных свойствах товаров; информирование о спросе на товары и отзывах потребителей о товарах; выявление потенциальных потребностей покупателей; пр.;
- принимать участие в ценообразовании, прорабатывать психологические аспекты переговоров о цене, определять способы обоснования цены, определять формы расчетов по договорам (расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты инкассо, расчеты по открытому счету, банковскими переводами, по товарному кредиту, платежными поручениями, пр.), разрабатывать и применять схемы скидок в зависимости от различных факторов;
- организовывать преддоговорную работу (выбор вида договоров: дистрибьюторский, купли-продажи, пр.; определение способов и форм исполнения обязательств, разработка преддоговорной документации, согласование разногласий, анализ документации покупателей, пр.) и заключать договоры (купли-продажи, поставки, пр.);
- руководить организацией работ по доставке или отгрузке товаров покупателям по заключенным договорам;
- контролировать оплату покупателями товаров по заключенным договорам;
- собирать информацию от покупателей о требованиях к качественным характеристикам товаров (сроке службы, правилах пользования, упаковке, др.), а также о требованиях к послепродажному обслуживанию;
- анализировать причины направления покупателями претензий, рекламаций по заключенным договорам;
- создавать и обеспечивать постоянное обновление информационных баз о покупателях (организационно- правовые формы, адреса, реквизиты, номера телефонов, фамилии руководителей и ведущих специалистов, финансовое состояние, объемы закупок, объемы продаж, своевременность и полнота исполнения обязательств, др.);
- поддерживать контакт с постоянными клиентами, перезаключать договоры с ними;
- анализировать объемы продаж и готовить отчеты по результатам анализа для представления вышестоящему должностному лицу;
- организовать и руководить проведением мероприятий по формированию потребительского спроса на товары, стимулированию продаж, координирует проведение отдельных видов рекламных кампаний, обеспечивает участие предприятия в презентациях товаров, в проводимых ярмарках, выставках;
- принимать участие в решении вопросов формирования и изменения направлений развития товарного ассортимента;
- осуществлять подбор и обучение персонала по продажам (торговых представителей, консультантов по продажам, мерчандайзеров, торговых агентов, иных работников), определять задачи подчиненным работникам и контролировать их выполнение.
"Работник" должен выполнять основные обязанности, предусмотренные документами, регламентирующими правила внутреннего трудового распорядка и действующими в организации.
Права и полномочия
"Работник" для выполнения возложенных на него обязанностей наделяется следующими полномочиями:
- определять формы продаж товаров и установления деловых связей с покупателями;
- подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции;
- знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей;
- запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений предприятия и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей;
- вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями;
- требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
Ответственность
"Работнику" необходимо отвечать за свои действия (бездействия) в рамках зафиксированных в п.п. 3, 4 настоящей инструкции обязанностей, прав и полномочий.
"Работник" несет дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.
Требования к квалификации
Квалификация "Работника" должна соответствовать следующим требованиям:
Образование: высшее профессиональное (экономическое) образование.
Навыки:
- Административные навыки: "Работник" должен уметь: .
- Специальные навыки: "Работник" должен уметь: .
Опыт работы: не менее .
Профессиональные знания: "Работник" должен знать:
- законы и нормативные правовые документы, регламентирующие осуществление предпринимательской и коммерческой деятельности;
- рыночную экономику, предпринимательство и основы ведения бизнеса;
- конъюнктуру рынка;
- ассортимент, классификацию, характеристику и назначение товаров;
- методы ценообразования, стратегию и тактику ценообразования;
- основы маркетинга (концепцию маркетинга, основы управления маркетингом, способы и направления исследований рынка, способы продвижения товаров на рынок);
- закономерности развития рынка и спроса на товары;
- теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования;
- формы и методы ведения рекламных кампаний;
- порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов;
- психологию и принципы продаж;
- технику мотивации клиентов к покупкам;
- этику делового общения;
- правила установления деловых контактов;
- основы социологии, психологии и мотивации труда;
- иностранный язык;
- структуру управления предприятием;
- методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютера.
Согласовано:
- |
С должностной инструкцией ознакомлен(а) | |||
(подпись) | (расшифровка подписи) | ||
Дата: |