Должностная инструкция для руководителей отдела финансов

смотреть видео
Должностная инструкция руководителя финансового отдела не имеет унифицированной формы и составляется в произвольном виде. Предлагаем вам заполнить шаблон, который подготовили наши юристы, и скачать готовую инструкцию в формате Word или PDF.
Дата актуализации: 2024-10-29
Полезная информация
Описания
> > > >
Должностная инструкция для руководителей отдела финансов

Финансовый отдел – это структурное подразделение, задача которого заключается в разработке финансовой стратегии предприятия и учете движения денежных средств. На должность руководителя финотдела назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы не менее 5 лет.

Как составить должностную инструкцию руководителя финансового отдела

Работа всех сотрудников организации, в том числе и начальников отделов, регламентируется соответствующими должностными инструкциями. Должностная инструкция руководителя финансового отдела может составляться кадровыми специалистами в произвольной форме или в соответствии с Квалификационным справочником должностей, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 г. № 37 (далее – Квалификационный справочник).

В документе следует определить:

  • трудовые функций, которые могут быть поручены начальнику
  • уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения возложенных на него обязанностей;
  • перечень знаний, методов и средств, которые должен уметь применять начальник при выполнении своих должностных обязанностей.

Должностная инструкция для начальника отдела может быть оформлена как самостоятельный документ или как приложение к трудовому договору.

Должностная инструкция для руководителей отдела финансов

Приложение № 

к трудовому договору № от

заключенному между  и

УТВЕРЖДАЮ:

 

 

__________  

Должностная инструкция

1.

Общие положения

1.1.

Наименование структурного подразделения: .

1.2.

Настоящая должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и полномочия  (далее по тексту - "Работник").

1.3.

"Работник" относится к категории: .

1.4.

Порядок назначения на должность и освобождения от должности "Работника" определяется в соответствии с .

1.5.

"Работник" в своей работе руководствуется следующими документами:

- действующим законодательством РФ;

- положением о структурном подразделении;

- постановлениями и распоряжениями вышестоящей организации;

- приказами руководителя организации;

- распоряжениями руководителя структурного подразделения;

- настоящей должностной инструкцией;

- ;

- трудовым договором.

1.6.

"Работник" в своей работе непосредственно подчиняется:

-
1.7.

"Работнику" непосредственно подчинены:

-
2.

Функции

2.1.

Основные задачи и направления деятельности "Работника":

- осуществление руководства работой по экономическому планированию на предприятии;

- организация работы по учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности;

- учет по всем показателям работы предприятия, подготовку установленной отчетности;

- разработка унифицированной плановой документации, экономических стандартов;

- внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации;

- организация работы по повышению квалификации работников отдела;

- обеспечение здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, контроль за соблюдением ими требований законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

3.

Должностные обязанности

3.1.

"Работник" в рамках возложенных на него функций выполняет следующие обязанности:

- организует управление движением финансовых ресурсов предприятия и регулирование финансовых отношений в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) и получения максимальной прибыли;

- определяет источники финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия (бюджетное финансирование, краткосрочное и долгосрочное кредитование, выпуск и приобретение ценных бумаг, лизинговое финансирование, привлечение заемных и использование собственных средств);

- в целях определения внешнего источника финансирования организует деятельность работников финансового подразделения по следующим направлениям: поиск источников, оценка стоимости источников, оценка финансового риска, соотношение собственных и привлекаемых источников финансирования;

- непосредственно ведет переговоры с коммерческими банками, иными кредитными учреждениями и другими внешними организациями;

- координирует работы по проведению анализа финансово-экономического состояния предприятия (анализа бухгалтерской отчетности, горизонтального и вертикального анализа, трендового анализа, расчета финансовых коэффициентов);

- обеспечивает разработку учетной политики предприятия (определение: методов списания сырья и материалов в производство; вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов; методов оценки незавершенного строительства; возможности применения ускоренной амортизации; форм планирования новых производств и участков; методов учета готовой продукции; пр.);

- осуществляет руководство работами по формированию кредитной политики предприятия, включающими проведение анализа структуры баланса, определение уровня соотношения собственных и заемных средств, принятие решения о привлечении заемных средств, определение выгоды от привлечения заемных средств, изучение кредитных организаций, анализ договорной документации, составление плана возврата заемных средств, расчет процентных ставок за период кредита, определение суммы процентов по проектам кредитных договоров, установление источников выплаты суммы кредита и процентов, разработка планов и схем погашения кредитов, пр.;

- осуществляет управление активами предприятия (финансирование текущей производственной деятельности; инвестиции, направляемые предприятием на техническое развитие (реконструкцию, обновление и ремонт оборудования, выпуск новых видов продукции, строительство зданий и сооружений, пр.); финансовые инвестиции (приобретение ценных бумаг, управление портфелем ценных бумаг, создание дочерних предприятий, пр.); маневрирование временно свободными денежными средствами; реорганизация, ликвидация, реализация отдельных объектов имущественного комплекса предприятия);

- организует исследование и анализ затрат на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортных издержек, торгово-комиссионных и иных расходов, затрат на амортизационные отчисления, процентов за кредит, арендной платы, затрат на содержание аппарата управления, на текущий ремонт оборудования и других издержек с целью определения политики управления издержками;

- определяет дивидендную политику предприятия (политику постоянных выплат, политику регулярного дивиденда, политику неоднократного увеличения, политику дополнительных дивидендов) и разрабатывает предложения по определению части прибыли, направляемой на выплату дивидендов; установлению и корректировке условий выплаты дивидендов; определению условий для принятия решения о дополнительной эмиссии акций, пр.;

- организует работы по разработке разделов бизнес-плана (раздела основных показателей финансово-экономического состояния предприятия; раздела оценки финансового и производственного рисков и способов их страхования; раздела прогноза прибыли и убытков, прогноза движения (потока) наличных средств; пр.);

- осуществляет организацию подготовительных работ по бюджетному планированию (подготовке предложений по формированию системы функциональных бюджетов (бюджета погашения кредитов, налогового бюджета); разработке предложений по составлению сводного бюджета, определению структуры бюджета, определению ответственности за исполнение бюджета, установлению процедуры согласования, утверждения и контроля исполнения бюджета);

- организует и обеспечивает контроль: за исполнением финансовых планов (в т.ч. плана по прибыли) и бюджетов с целью выявления отклонений от плановых значений, разработки мероприятий по ликвидации непроизводственных затрат и удорожающих факторов, выявленных в ходе анализа, оперативной корректировки бюджета и плана; за прекращением производства продукции, не имеющей сбыта; за правильным расходованием денежных средств и целевым использованием собственных и заемных оборотных средств;

- организует работы по проведению финансового анализа по следующим показателям: поступление средств на счет предприятия за отгруженную продукцию (товары) и оказанные услуги (выполненные работы); динамика доходов от фондовой деятельности (управление фондовым портфелем, доходы от новых эмиссий акций; расходование выручки от продаж по основным направлениям (закупка сырья и материалов, оплата труда, постоянные расходы и другие текущие потребности предприятия); выплата процентов по кредитам; выплата дивидендов; инвестиционные расходы; величина свободных средств предприятия (или величина их дефицита);

- по результатам финансового анализа обеспечивает разработку предложений, направленных на обеспечение платежеспособности, предупреждение образования и ликвидацию неиспользуемых товарно-материальных ценностей, повышение рентабельности производства, увеличение прибыли, снижение издержек на производство и реализацию продукции, укрепление финансовой дисциплины;

- определяет инвестиционную политику предприятия с учетом: состояния рынка продукции, объемов ее реализации; финансово-экономического положения предприятия; технического уровня производства; сочетания собственных и заемных ресурсов; финансовых условий инвестирования на рынке капиталов; льгот, получаемых инвестором от государства; коммерческой и бюджетной эффективности инвестиционных мероприятий; условий страхования и получения гарантий от некоммерческих рисков; пр.;

- обеспечивает своевременное поступление доходов, оформление в установленные сроки финансово-расчетных и банковских операций, оплату счетов поставщиков и подрядчиков, погашение займов, выплату процентов, заработной платы рабочим и служащим, перечисление платежей в банковские учреждения;

- обеспечивает разработку налоговой политики предприятия (формирование налоговой базы по всем видам налогов и сборов; выбор формы налогового учета; определение состава затрат, относимых на себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) для целей налогообложения; определение механизмов использования налоговых льгот и т.д.);

- организует: разработку налогового бюджета, позволяющего определять плановое значения прибыли; проведение расчетов прибыли и налогов на прибыль;

- обеспечивает перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, в государственные внебюджетные социальные фонды в установленном законодательством порядке;

- осуществляет руководство разработкой стандартов финансового учета и взаимосвязи с бухгалтерским учетом (форм отчетности, не утвержденных на нормативно-правовом уровне; сроков; системы информационных потоков и документооборота, пр.);

- обеспечивает ведение учета движения финансовых средств и составления отчетности о результатах финансовой деятельности в соответствии со стандартами финансового учета и отчетности, достоверность финансовой информации; контролирует правильность составления и оформления отчетной документации;

- координирует работы по составлению пояснительных записок (ежемесячных, ежеквартальных, ежегодных) по формам финансового учета и отчетности с расчетными показателями, с подробным анализом отклонений (от плановых, среднеотраслевых показателей, показателей предыдущего года, предприятий-конкурентов, пр.);

- организует работы по подготовке отчетов для руководителя предприятия (коллективного органа правления, общего собрания учредителей (акционеров)) по финансовым вопросам;

- несет ответственность по финансовым вопросам наравне с руководителем предприятия и имеет право второй подписи.

3.2.

"Работник" должен выполнять основные обязанности, предусмотренные документами, регламентирующими правила внутреннего трудового распорядка и действующими в организации.

4.

Права и полномочия

4.1.

"Работник" для выполнения возложенных на него обязанностей наделяется следующими полномочиями:

- знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности;

- подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции;

- вносить на рассмотрение руководства организации предложения по улучшению его деятельности;

- запрашивать от структурных подразделений организации и самостоятельных специалистов необходимую информацию;

- требовать от руководства предприятия оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав;

- взаимодействовать с руководителями всех структурных подразделений по вопросам финансово-хозяйственной деятельности организации;

- вносить на рассмотрение директора организации представления о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей подчиненных работников, предложения о поощрении отличившихся работников, привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

5.

Ответственность

5.1.

"Работнику" необходимо отвечать за свои действия (бездействия) в рамках зафиксированных в п.п. 3, 4 настоящей инструкции обязанностей, прав и полномочий.

5.2.

"Работник" несет дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в порядке, предусмотренном законодательством.

6.

Требования к квалификации

6.1.

Квалификация "Работника" должна соответствовать следующим требованиям:

6.1.1.

Образование: высшее профессиональное (экономическое или инженерно-экономическое) образование.

6.1.2.

Навыки:

- Административные навыки: "Работник" должен уметь: .

- Специальные навыки: "Работник" должен уметь: .

Опыт работы: не менее .

Профессиональные знания: "Работник" должен знать:

- экономику, организацию производства, труда и управления;

- основы технологии производства;

- законодательство о труде;

- правила по охране труда;

- законодательство о бухгалтерском учете;

- основы гражданского права;

- финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство;

- законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие производственно-хозяйственную и финансово-экономическую деятельность;

- методические материалы, касающиеся экономики предприятия;

- стратегию и перспективы развития предприятия;

- перспективы развития отрасли;

- профиль, специализацию и особенности структуры предприятия;

- состояние и перспективы развития рынка сбыта продукции, работ (услуг);

- организацию разработки перспективных и текущих планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

- порядок разработки бизнес-планов;

- систему экономических стандартов и показателей предприятия;

- организацию статистического учета, планово-учетную документацию, сроки и порядок составления отчетности;

- методы экономического анализа показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений;

- порядок определения себестоимости товарной продукции, разработки нормативов материальных и трудовых затрат, оптовых и розничных цен;

- методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, совершенствованию организации труда и управления;

- отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономической деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Согласовано:

-  
С должностной инструкцией ознакомлен(а)
(подпись) (расшифровка подписи)
Дата:
Можно ли эту инструкцию включить в трудовой договор, чтобы не делать отдельный документ?
Да, можно. Для этого вам необходимо в трудовом договоре - http://www.freshdoc.ru/dogovor/trudovye_dogovory/_dogovor_trudovoy/?fullscreen=1 на вопрос "Трудовая функция определяется" ответить "Непосредственно в договоре".