Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. В трудовом праве это воплощается в принципе равенства прав и возможностей работников (ст.2 ТК РФ). Этот принцип лежит в основе трудовой правосубъектности, которая одинакова для всех граждан, независимо от возраста, пола, национальности, расы и других признаков. Равенство как принцип, способствующий единству трудового права, обеспечивается также общими основаниями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.
Вместе с тем трудовой договор регламентирует трудовые отношения разнообразных категорий граждан, различающихся по профессиональным, возрастным, физиологическим, социальным, личностным и другим признакам, требующим специального регулирования, что и делает необходимой дифференциацию трудового права. Причем именно такая дифференциация обеспечивает подлинное равенство.
В науке трудового права все основания, определяющие дифференциацию трудового права, принято разделять на две группы. Первая включает основания, обусловленные объективными факторами, характеризующими место и условия работы (вредность и тяжесть производства, особые температурные условия и повышенная интенсивность труда, требующие большего физического или нервного напряжения работника, неблагоприятные климатические условия, отдаленность местонахождения предприятия, разъездной характер работы и т.п.). Эти особенности отражаются в регулировании рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и иных институтов.
Вторая группа оснований дифференциации характеризует граждан, вступающих в трудовые отношения (субъектная дифференциация), т.е. учитываются половозрастные, физиологические особенности работника, состояние его здоровья, характер трудовой связи работника и предприятия. Эти обстоятельства предопределяют особенности в регулировании труда женщин, подростков, инвалидов, пенсионеров, иными словами, субъектная дифференциация конкретизирует применение правовых норм к различным субъектам не в силу исполнения ими трудовых обязанностей в специфических условиях, а вследствие особых свойств, характеризующих их самих.
Установление особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников относится к ведению федеральных органов государственной власти (ст.6 ТК РФ). Такие особенности предусмотрены разделом XII Трудового кодекса РФ.
Анализ норм, содержащихся в разделе XII ТК РФ, показывает, что они делятся на три группы. В первую группу входят нормы, которые устанавливают дополнительные гарантии, компенсации и льготы для отдельных категорий работников (так называемые нормы-льготы), предоставляющие льготы женщинам и лицам с семейными обязанностями (глава 41 ТК РФ), работникам в возрасте до восемнадцати лет (глава 42 ТК РФ), лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (глава 50 ТК РФ), и другие.
Ко второй группе следует отнести нормы, усиливающие ответственность или ограничивающие права некоторых работников (нормы-изъятия). К ним относятся, например, нормы, регулирующие труд руководителя и членов коллегиального исполнительного органа организации (глава 43 ТК РФ).
В третью группу входят нормы, приспосабливающие общие нормы к особенностям данного вида труда в отдельных отраслях (подотраслях) экономики (нормы-приспособления). Такими нормами являются нормы, регулирующие труд работников транспорта, педагогических работников, лиц, работающих на дому. И хотя ссылка на третий вид норм в статье 251 ТК РФ отсутствует, указанные нормы содержатся в главах 49, 51 и 52 ТК РФ.
Нормы XII раздела ТК, а также иных федеральных законов, устанавливающих особенности регулирования труда отдельных категорий работников, заменяют общие нормы трудового законодательства по тем же вопросам. При этом действует принцип: наличие особой нормы исключает применение общей.
Остальные документы из группы Трудовые договоры смотрите здесь.
С этим шаблоном часто используют: