В зависимости от субъектного состава и условий договор морской или автомобильной перевозки заключается устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
Требования, предъявляемые к форме сделки, устанавливаются в статьях 158 -165 ГК РФ.
Сделки, которые могут совершаться устно:
Сделки, которые совершаются в письменной форме:
Рассмотрим формы договоров перевозки для разных видов перевозки.
Форма договора перевозки пассажира. По договору перевозки пассажира и его багажа, как правило, не составляется документ в письменной форме. Заключение сделки удостоверяется билетом, перевозка багажа – багажной квитанцией (п.2 ст.786 ГК РФ). Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. В случае наличия платы за провоз ручной клади (каютного багажа при морской перевозке) или за провоз ручной клади (каютного багажа) сверх установленной нормы бесплатной перевозки выдается соответствующая квитанция на провоз ручной клади (каютного багажа). Все существенные условия указываются в билете, багажной квитанции, а иные условия определяются в соответствии с правилами перевозки, установленными нормативными актами или перевозчиком.
При перевозке пассажира и его багажа автотранспортом кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади приравнивается соответственно к билету, багажной квитанции, квитанции на провоз ручной клади. При воздушной перевозке пассажира и его багажа билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок.
Форма договора перевозки груза обязательно должна быть письменной. Хотя чаще всего заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом (п. 2 ст. 785 ГК), что и представляет собой письменную форму договора перевозки груза. Транспортная накладная, коносамент или иной документ на груз, по общему правилу, заполняется грузоотправителем и представляется перевозчику одновременно с передачей ему соответствующего груза. В документе на груз содержатся все существенные условия договора перевозки груза.
Форма договора фрахтования (морской перевозки) устанавливается транспортными уставами и кодексами (ст.787 ГК РФ). Договор фрахтования должен быть заключен в простой письменной форме. Наличие и содержание договора фрахтования могут также подтверждаться чартером, коносаментом или другими документами. В статье 120 КТМ указывается содержание чартера. Он должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. В связи с широким применением чартера в мировой практике торгового мореплавания для облегчения его заключения и согласования условий фрахтования судна (его части или определенных судовых помещений) разработаны проформы (примерные договоры) рейсовых чартеров. Проформа чартера обычно имеет кодовое наименование. Широко известна и применяется в практике торгового мореплавания разработанная в Англии проформа чартера под кодовым наименованием Дженкон.
При перевозке автотранспортом договор фрахтования может заключаться в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза.
С этим шаблоном часто используют: | Популярные документы и процедуры: |