Претензионный порядок урегулирования споров по договорам

смотреть видео
Претензионный порядок урегулирования споров может быть прописан в договоре либо установлен законодательно. В нашем сервисе можно скачать образец документа, в котором предусмотрен претензионный порядок в договоре.
  1. Конструктор документов
  2. >
  3. Статьи
  4. >
  5. Особенности претензий
  6. >
  7. Претензионный порядок урегулирования споров по договорам

Информация актуальна на момент размещения.
Дата публикации: 05.10.2017.


Под определением “претензионный порядок” подразумевается процедура мирного урегулирования сопоров. Она инициируется участниками конфликта самостоятельно. Она осуществляется следующим образом: одна из сторон отправляют жалобу второй, а те соответственно отвечают на нее.

В чем заключается процедура претензионного порядка

В этом процессе потерпевшая сторона предъявляет все свои требования ответчику до того, как будет обращение в суд. Стоит отметить, что ответчику выгодно решить вопрос во внесудебном порядке. На это есть несколько причин:

  • сохранение своей репутации;
  • экономия финансовых средств компании. Не нужно нанимать адвокат и выплачивать судебные затраты.

Но помимо этого, если ответчик все же решает использовать судебный процесс, надеясь на свою правоту, претензионный порядок для потерпевшей стороны может служить, как дополнительным временем для сбора всей необходимой доказательной базы своей правоты и в дальнейшее это может быть использовано в суде.

В свою очередь претензионный порядок может быть таких видов, как:

  • обязательный. Он регламентируется Федеральным и законом и служит завершающей стадией перед обращением в суд;
  • нормативный. Его порядок четко прописан в нормативно-правовых нормах;
  • договорной. Он служит для попытки мирного урегулирования конфликта и может инициироваться любой из сторон конфликта;
  • уведомительным. Он подразумевает под собой подачу иска в суд и подготовку к самому судебному процессу.

На сегодняшний день распространенным является обязательный претензионный порядок.

Претензионный порядок в договоре, образец которого можно найти в интернете, включает в себя свои определения и классификации.

Понятие обязательного претензионного порядка

Под определением обязательного претензионного порядка подразумевается требование, которое обязывает обе стороны конфликта проводить переговоры по урегулированию спорных моментов, которые возникли при их сотрудничестве, прежде чем дело дойдет до судебного процесса.

Судья, который принимает соответствующий иск, изначально смотрит на соблюдение претензионного порядка.

Если имеет месту быть несоблюдение претензионного порядка, иск не принимается.

При этом необходимо помнить, что доказывать факт переговоров необходимо будет только потерпевшей стороне, поскольку она является инициатором иска.

В качестве доказательной базы может выступать непосредственно сама претензия.

Согласно действующему законодательству, претензионный порядок разрешения споров, продолжается на протяжении 30 календарных дней от момента получения претензии ответчиком.

Необходимо также обращать внимание на то, что претензию необязательно направлять:

  • если компания является банкротом;
  • если претензия относится к корпоративным спорам;
  • если это относится к защите прав определенной группы лиц;
  • если необходимо оспорить решение третейского суда.

В таких ситуациях претензионный порядок урегулирования споров не существует и можно сразу продавать соответствующий иск в суд по месту своего жительства.

Возможные риски при нарушении претензионного порядка

В том случае, если жалоба перед подачей иска в суд не была отправлена вовсе, арбитражный уд при рассмотрении этого дела, может приостановить делопроизводство и заставить потерпевшую сторону исправить все имеющиеся недочеты (предъявить противоположной стороне претензию с указанием всех требований).

После этого, необходимо будет обратиться в суд заново и предоставить копию претензии в качестве доказательства того, что досудебный претензионный порядок был использован согласно действующему законодательству.

Но как показывает практика, каждый судья при таком нарушении может принять одно из нескольких решений, а именно:

  • сделать подход к этому нарушению формально (заставит написать претензию и спустя несколько дней вернуться на повторное заседание этого судебного процесса, не дожидаясь окончания 30 дневного периода, который предусмотрен на ответ противоположной стороной);
  • вернет заявление, и заставить все делать по-новому согласно законам РФ (под этим подразумевается предъявление претензии, ожидание 30 дневного периода и в случае игнорирования ответчиком этого вопроса,- подавать иск в суд).

Может также произойти такое, что претензионный порядок в договоре указан неверно. В этом случае, судья примет решение о прекращении делопроизводства и заставит все процедуры повторять по-0новому. При этом оплату государственной пошлины за судебный процесс никто не вернет, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.

Как показывает практика, нарушения в составлении претензии играют на руку стороне ответчика, поскольку после приостановке дела, только 20% потребителей решает все переделать, остальные просто мирятся с тем, что никто им ничего не вернет.