Информация актуальна на момент размещения. Дата публикации: 05.10.2017.
В жизни каждого гражданина присутствуют моменты взаимодействия с другими физическими лицами, организациями. Между ними обычно возникают рыночные отношения на основе купли-продажи товаров и услуг. Эти действия неизбежны, ведь они нужны для поддержания нормального качества жизни. Среднестатистическому человеку необходимы продукты питания, одежда, обувь, предметы бытового обихода, техника и различные устройства, дающие разные возможности (компьютеры, ноутбуки, телефоны и т.д.). Все эти предметы можно купить только в магазинах или оптовых базах, поэтому налаживание рыночных отношений и юридическая подкованность в этом деле играет большую роль.
Случаются ситуации, когда при использовании после покупки, товар быстро выходит из строя или вообще не работает. Тогда у человека появляется право защиты своих прав как потребителя, ведь за продукцию уплачены денежные средства. Существует два основных (но не единственных) выхода из этой проблемы:
В любом случае пути решения вопроса сопровождаются оформлением претензии в адрес продавца, где содержится описание обоснованных обстоятельств, при которых был приобретен бракованный объект, реквизиты адресата и заявителя, его контактные данные для связи при рассмотрении претензии.
Предоставление некачественных услуг физическому лицу со стороны определенной фирмы тоже является поводом для оформления документа в претензионном порядке.
Порядок оформления и предъявления претензии обозначены в законе «О защите прав потребителей». Он разъясняет права гражданина как во внесудебном, так и в судебном разбирательстве. До решения вопроса в суде ситуация может дойти при нежелании продавца выполнять условия, заявленные в претензии покупателем.
Некоторые люди предпочитают не подавать претензию продавцу, а обращаться за защитой своих прав в судебный орган. В этом случае возникает вопрос: обязателен ли претензионный порядок по закону о защите прав потребителей? Законодательство не предусматривает обязательную подачу претензии физическим лицом представителю продавца, этот процесс носит рекомендательный характер.
Человеку, стоящему перед выбором написания претензии или искового заявления в суд, стоит понимать, что судом будут запрошены доказательства попытки урегулирования конфликта в досудебном порядке, указывающие на факт отказа продавца от выполнения своих обязательств. Если такое подтверждение не оформлено надлежащим образом, то получается, что ответчик не отказывался ремонтировать товар или возвращать уплаченные денежные средства. Такой исход событий явно не на руку истцу, который хотел бы возместить материальный и моральный ущерб.
Претензионный порядок по закону о защите прав потребителей предполагает следующие этапы подачи жалобы:
Продавцом не всегда может быть соблюден претензионный порядок, закон о защите прав потребителей не обязывает к его проведению. Часто специалисты магазинов уклоняются от подписания жалобы, чтоб не нести ответственность, ссылаясь на то, что она к ним не поступала. В этом случае следует воспользоваться услугами почтовой или курьерской службы, отправить в адрес организации претензию в форме письма в конверте с уведомлением о его получении. Фирма обязана принять это письмо и поставить на нем регистрационный номер. Как только в адрес гражданина придет уведомление о получении, можно отсчитывать десять дней, ожидая ответа от продавца.
Отвечая на вопрос: обязательна ли претензия по закону о защите прав потребителей? Отметим, что существует 2 случая, когда она обязательна:
Только в этих случаях предусматривается обязательный претензионный порядок по защите прав потребителей.
Гражданам, которым требуется помощь в составлении претензии и юридическом сопровождении в ходе её подачи, можно обратиться к специалисту, специализирующемуся на решении таких вопросов. Юрист, имеющий немалый опыт защиты прав в досудебном и судебном порядке, окажет содействие в сборе документов, оформлении претензии, тактике общения с продавцом и суде.