Информация актуальна на момент размещения. Дата публикации: 05.10.2017.
Закон «О защите прав потребителей» обеспечивает защиту покупателей от некачественной продукции. На деле не все магазины готовы безоговорочно принять обратно товар в оговоренные законодательством сроки. Крупные торговые точки обычно стараются избегать конфликтов и меняют товар на аналогичный, реже – возвращают деньги покупателю. А небольшие магазины и торговые лавки стараются найти любой повод для отказа, даже если он противоречит законодательству. В этом случае потребитель вправе обратиться с претензией. Существуют общие правила, как написать претензию в магазин. При обнаружении дефектов покупатель может потребовать от продавца:
Нередко продавец сам предлагает снизить стоимость на товар или вернуть часть суммы в виде компенсации. Если покупателя устраивают условия, он может их принять, хотя по закону покупатель вправе рассчитывать на полную компенсацию.
Основным аргументом, на который опираются продавцы при отказе от замены товара на другой или возвращения денег, является отсутствие чека. Безусловно, все документы к товару необходимо хранить хотя бы до окончания гарантийного срока обслуживания, однако отсутствие чека не является поводом для отказа потребителю в реализации его прав. Продавец может оспорить неисправность товара, при этом все расходы на экспертизу он берет на себя. В случае установления вины покупателя, последний возмещает расходы продавца. Согласно закону, период проверки не должен превышать 20 дней, а время на выполнение ремонтных работ не может составлять более 45 дней. Если потребитель требует возврата денег, то покупатель должен удовлетворить его требование в течение 10 дней.
Как правильно написать претензию в магазин, если продавец не идет на уступки и отказывается соблюдать права потребителя, установленные законом? Претензия составляется на имя директора торговой точки. Покупатель обязан указать точную информацию относительно состояния приобретенного товара и причин, побуждающих его требовать замены или компенсации. Также текст претензии должен включать дату покупки, контактную информацию, пожелания. Стоит приложить к письму с претензией чек или хотя бы его копию. Также желательно указать в претензии имя продавца или того специалиста, который отказал покупателю в исполнении обязательств.
Если продавец отказывает покупателю в удовлетворении требований, последний имеет право обратиться в мировой суд. При этом магазин будет обязан оплатить не только стоимость товара, но также судебные издержки, штраф и моральную компенсацию, если суд признает ее требование правомерным.
Жестких правил в отношении, как писать претензию в магазин, не существует. Покупатель может написать претензию в свободной форме, указав необходимые данные и желаемый вариант компенсации. В конце претензии ставятся подпись и дата. Продавец, согласно закону, должен удовлетворить требования покупателя в течение 10 дней после получения требования. При составлении исковой жалобы, в случае отказа продавца исполнить обязательства, необходимо приложить копию письма-претензии с датой и подписью лица, принявшего ее. Также к исковой жалобе прилагаются чек и сам товар, если позволяют его габариты. По статистике, в подавляющем большинстве случаев судебное решение выносится в пользу покупателя.
Как грамотно составить претензию, знают немногие, но магазин не имеет права отказывать покупателю в удовлетворении его требований на основании неграмотно написанной претензии. Если в письме указана достоверная информация относительно товара и точно проставлены даты, то продавец не может отказывать покупателю в реализации его прав.
Проще всего доказать факт покупки с помощью товарного чека. Он содержит важную информацию о товаре, в первую очередь его цену и время совершения покупки. Кроме того, наличие чека подтверждает принадлежность товара покупателю. Отсутствие чека препятствует скорому решению проблемы, однако не дает оснований для отказа в реализации прав потребителя. Как пишется претензия в магазин при отсутствии товарного чека? Доказательствами факта совершения покупки могут быть показания других покупателей, кассиров и продавцов магазина. Во многих торговых точках имеются камеры видеонаблюдения. Если свидетели отсутствуют, а продавцы не помнят о совершенной сделке, то можно убедиться в достоверности слов покупателя, опираясь на данные с видеокамер. Подтвердить факт покупки также могут ценник на упаковке товара, талон на гарантийное обслуживание, накладная и прочие документы, в которых содержится информация о продавце и времени совершения покупки. Их следует приложить вместе с претензией продавцу.