Информация актуальна на момент размещения. Дата публикации: 05.10.2017.
В процессе осуществления договорных отношений нередки ситуации, когда одна из сторон по каким-либо причинам идет на нарушение договорных обязательств. Зачастую это приводит к судебному разбирательству. Судебный процесс сам по себе очень долгий и трудоемкий, к тому же вряд ли получится сохранить хорошие отношения, например, с подрядчиком, на которого подали в суд. Если есть желание избежать суда и не поссориться со второй стороной, но отстоять свои интересы все-таки нужно попытаться мирно урегулировать конфликт. При этом возникает вопрос, как пишется досудебная претензия.
Составлять досудебную претензию можно при необходимости урегулирования практически любых публичных или договорных отношений. Иногда такой документ составляется даже для решения внутрисемейных конфликтов, которые иначе могли бы привести к разводу.
Можно заметить, что для мирного решения споров между сторонами договора, например, заказчиком и подрядчиком, зачастую используется просто деловая переписка. Как писать досудебную претензию и как отличить ее от обычного письма с напоминанием о невыполнении или некорректном исполнении обязательств контрагентом?
Досудебная претензия представляет собой, по сути, последнюю попытку решить спор без обращения в суд. И если вежливых (или не очень) деловых писем можно писать много, то такая претензия обычно составляется только одна. Если контрагент ее проигнорирует – последует исковое заявление в суд.
В досудебной претензии, чтобы она считалась таковой, должна содержаться следующая информация:
Не существует регламентированной законом формы того, как оформить досудебную претензию. Единственное предъявляемое требование – следует составлять ее в письменном виде.
В соответствии с законодательством не существует ситуаций, в которых подготовка такого документа до обращения в суд является обязательным действием. Чаще такой пункт прописывается в тексте договора.
Если в тексте договора предусмотрен пункт об обязательности подготовки такого документа при возникновении спорных ситуаций, то оформить досудебную претензию все-таки придется. В противном случае суд может отказать в рассмотрении вопроса, пока не будут надлежащим образом исполнены досудебные действия.
В суд можно обращаться по истечении срока, предоставленного второй стороне для ответа и исполнения, если ответных действий контрагентом предпринято не было.
Важно не только уметь оформить досудебную претензию, но и составить ответ на нее. Если вторая сторона соглашается на удовлетворение требований заявителя и / или выплачивает требуемую сумму денег, спор считается урегулированным, и в этом случае подготавливать письменный ответ на претензию не обязательно. Если же с требованиями заявителя получатель согласен лишь частично и хочет предложить какое-либо компромиссное решение, то написать ответ нужно обязательно.
Форма его также строго не регламентирована, однако во избежание недоразумений, ответ должен содержать следующую информацию:
Таким образом, оформление досудебной претензии является важным этапом ведения деловых отношений. Нередко такой документ позволяет избежать развития конфликта и доведения его до суда.