Информация актуальна на момент размещения. Дата публикации: 05.10.2017.
Купля-продажа — одна из самых распространенных разновидностей гражданско-правовых договоров. В соответствии с условиями сделки продавец обязан передать покупателю оговоренный товар, а покупатель — принять его и оплатить.
После получения желаемой покупки, покупатель может обнаружить, что продавец нарушил принятые на себя обязательства и исполнил их ненадлежащим образом, в связи с чем у него возникли претензии, например, по следующим основаниям:
Как поступить в такой ситуации и правильно защитить свои права? Каким образом направить продавцу претензию? Обязательно ли соблюдение претензионного порядка по договору купли-продажи? Ответы на поставленные вопросы нужно искать в нормах законодательства.
Претензией называется письменное уведомление одной из сторон договора другой о том, что ею не исполняются условия договора целиком или в части с требованием устранить допущенные нарушения.
Претензия направляется с целью урегулирования возникших разногласий и, по сути, это попытка мирного разрешения спора без передачи его на рассмотрение суда. Зачастую на данном этапе удается достичь согласия и исправить все недочеты и таким образом сэкономить время и деньги, которые могут быть потрачены на судебное разбирательство.
Договоры купли-продажи регулируются нормами гражданского кодекса, которым предусмотрен порядок заключения, расторжения и исполнения его сторонами. Законодательство не содержит требований по обязательному досудебному урегулированию путем направления претензии.
Исключением являются случаи, прямо предусмотренные законом. К ним относятся требования:
Если же стороны предусмотрели претензионный порядок по договору купли-продажи и прописали его в тексте, то в случае необходимости обратиться в суд за защитой своего права, можно натолкнуться на то, что суд вернет исковое заявление без рассмотрения, если он не соблюден.
Право появляется в зависимости от того, какую цель преследует покупатель или продавец. Если имеется желание побудить контрагента совершить определенное действие, например, оплатить или устранить недостатки переданного товара, то подать ее можно незамедлительно, как только возникла проблема.
Если же стороны понимают, что путем переговоров не удастся достичь взаимопонимания, и возможен только судебный порядок разрешения спора, то направлять нужно претензию до подачи искового заявления в суд. Необходимо учесть тот факт, что второй стороне договора нужно время, чтобы была возможность исполнить требование или предоставить объяснение причин нарушения условий договора, либо для просьбы о соразмерной отсрочке.
Если по истечении установленного в претензии срока потенциальный ответчик не устранил нарушение, то у инициатора судебного спора возникает право на подачу иска.
Если договор купли-продажи содержит претензионный порядок, то претензия должна содержать ссылку на факт невыполнения условий договора второй стороной договора и быть подтверждена определенными доказательствами.
В зависимости того, каким образом произошло отступление от условий договора нужно требовать следующее:
Продавец имеет такое же право, как и покупатель, предъявить претензию в случае несвоевременной оплаты товара и потребовать уплатить проценты за просрочку в размере банковской ставки по вкладам граждан.
Претензия должна быть составлена в письменном виде и направлена почтой или вручена непосредственно контрагенту под роспись.
Претензионный порядок – это возможность цивилизованного разрешения спора посредством просьб и обращений, а в более критических ситуациях — требований, в том числе и с возможностью применения санкций за нарушение условий договора.